Святые равноапостольные кирилл и мефодий. Святой кирилл

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Святой Кирилл Философ, которого до принятия схимы звали Константином, родился примерно в 826-827 году в Македонии, в Фесалониках, в семье помощника местного стратига (генерал-губернатора), получил блестящее образование - знал несколько языков, изучал геометрию, арифметику, астрономию, риторику и философию, - а когда, отказавшись от выгодной женитьбы, принял сан священника, был даже назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, однако, как истинный философ, предпочел столице монастырь у Черного моря.

Но будущий патриарх Фотий, с которым он близко познакомился в Константинополе, убедил его вернуться. Фотию, не знавшему ни одного иностранного языка, в его борьбе с иконоборцами и мусульманами нужен был соратник-переводчик. Константин же был, как говорится, филологом от Бога. Он прекрасно обучался языкам и любил это занятие: кроме родного греческого, знал славянский, еврейский, латынь, во время поездки с миссией в халифат познакомился с арабским, знал даже сирийский (что в то время было редкостью).

В миссионерских путешествиях вокруг Константина собралась группа учеников, вместе с которыми он в 856 году пришел в монастырь, настоятелем которого был его старший брат Мефодий, и занялся составлением славянской азбуки - глаголицы, искусственного алфавита, с использованием начертаний восточных алфавитов. же, возникшая в Болгарии в результате длительного использования греческого алфавита еще до принятия страной христианства, объединив греческий алфавит с филологическими и лингвистическими принципами, положенными в основу глаголицы, на рубеже IX-X веков стала общеславянским алфавитом.

К 863 году, когда братья, по просьбе князя Ростислава, были отправлены миссионерами в Моравию, они уже успели перевести на славянский язык основные богослужебные тексты. Гениальность Константина-Кирилла как филолога была в том, что он создал универсальную алфавитную систему, которая учитывала особенности любого славянского языка и даже некоторых соседних. И когда в дальнейшем где либо использовались различные региональные варианты кириллического алфавита, их создатели могли брать за основу алфавит святого Кирилла практически ничего не меняя. Это предопределило успех их с братом миссии.

Мало того, благодаря ей, славяне обрели не только свое богослужение, но и свой литературный язык, который на Руси, например, просуществовал до начала XVIII века. А перевод на славянский язык Евангелия стал явлением настолько глобальным и значимым, что масштаб его и сейчас, наверное, еще невозможно до конца осознать. Авторы житий святых братьев и их ученики характеризовали это событие словами Библии: “И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы слышать слова Писания, и ясен стал язык гугнивых”.

Святые Кирилл и Мефодий по праву именуются равноапостолными - они как продолжатели дела апостола Павла несли христианство не какому-то отдельному народу, а всем славянам вообще.

Как реагировали на их миссионерский успех в Константинополе, исторических свидетельств не сохранилось. Молчат об этом и жития. А вот с Римом все оказалось непросто. Миссия святых братьев разворачивалась на тех землях, где до этого действовали немецкие миссионеры из соседнего Восточно-Франкского королевства, использовавшие в богослужении латынь. Поэтому Рим то поддерживал миссию Кирилла и Мефодия, то запрещал богослужение на славянском языке.

Как это нередко бывает в истории, миссия стала картой в сложной политической игре. На раннем этапе для Рима было выгодно поддержать ее и даже создать отдельную архиепископию (формально, возродив старую, с центром в городе Сирмий, севернее современного Белграда). По договоренности между папским престолом и моравскими князьями в августе 869 года на эту кафедру был поставлен Мефодий - Кирилл за полгода до этого, 14 февраля (27 февраля по новому стилю), скончался в Риме, приняв перед смертью схиму.

По преданию, перед смертью он сказал брату: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

А в 885 году папа окончательно запретил богослужение на славянском языке на своих канонических территориях.

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский (до принятия схимы - Константин), и старший брат его Мефодий, по происхождению славяне, родились в Македонии, в городе Солуни. Святой Кирилл получил блестящее образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Он рано принял сан пресвитера. По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии. Святой Кирилл с успехом вел прения с еретиками иконоборцами и с магометанами. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию, но уединение его продолжалось недолгое время. Оба брата были посланы в 857 году императором Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар. По дороге они останавливались в Херсоне и обрели там мощи священномученика Климента, папы Римского. Прибыв к хозарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере. Убежденный проповедью святого Кирилла хозарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. Святой Кирилл вернулся в Константинополь с 200-ми отпущенными пленниками.

В 862 году началось главное дело святых братьев. По просьбе князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Они ввели Богослужение на славянском языке. Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан И встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента, папы Римского. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году 42-х лет.

Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента, где почивают мощи этого священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями.

Святой равноапостольный Кирилл (в схиме – Константин), учитель Словенский, родился в Солуни (иначе по-гречески – Фессалониках) – области Греции, называемой Македонией, приблизительно в 826 – 827 году. Он и его старший брат Мефодий были выходцами из знатной семьи помощника стратига Солуни (одна из самых высоких военных должностей), родовитого болгарина Льва Друнгария.

Воспитываясь вместе с сыном императора, он получил и такое же великолепное образование, имея к тому большие способности и желание. Он знал множество языков, которые давались ему очень легко (или и в этом проявляя свои дарования). Известно, что его также называли «Философом» за особое прилежание в изучении философии и богословия, прежде всего, трудов Григория Богослова.

Когда пришло время выбора жизненного пути, он отказался от предлагаемого ему выгодного брака, избрав путь священника, и, ввиду своей учёности и любви к книгам, был назначен хранителем библиотеки Константинопольского Патриарха при храме Святой Софии.

В этой должности он пребывал недолго. Служение Господу для него было важнее всех выгод и привилегий, и он ушёл в один из причерноморских монастырей. Однако монастырское затворничество также длилось недолго, потому что его учёность была необходима в миру, а по воле Господней ему уготована была проповедническая деятельность, которая позволила затем обоих братьев – Кирилла и Мефодия – причислить к лику равноапостольных святых. И по патриаршему повелению он, помимо воли, был возвращён в Константинополь для преподавания философии в Магнаврской академии.

Он очень был дружен с Фотием – тогда ещё только будущим патриархом, и тот брал его с собой для переговоров об обмене пленными во время войн с арабами, с которыми постоянно происходили стычки из-за сопредельных земель. Блестящий ум и учёность Кирилла поражали мусульманских учёных мудрецов. В спорах с еретиками-иконоборцами он одержал верх над их главным вдохновителем – еретиком Ананием.

Тем не менее душа его лежала к иному, монашескому образу жизни, и по прошествии времени он устремился к своему старшему брату Мефодию, подвизавшемуся в уединении на горе Олимп. Здесь он начал изучать славянский язык, но снова Волею Божией его уединение было прервано Фотием, который к тому времени уже занял патриарший престол. В 858 году Фотий призвал святого Кирилла вместе со святым Мефодием к участию в его миссионерском походе на север – в Таврию к хазарам. Во время миссии случилось с братьями чудо. Божьим промыслом во время остановки в крымском Херсонесе им стало известно, что в море находятся честные мощи священномученика Климента, Папы Римского, позже они увезли часть обретённых мощей в Константинополь.

Этому событию были посвящены три сочинения святого Кирилла: «История», «Похвальное Слово», «Гимн». Ни одно из них не дошло до нашего времени, однако сохранилась более поздняя компиляция на церковно-славянском языке «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

Там же в Херсонесе, иначе называемом в раннем славянском варианте Корсунь, случилась важная встреча святого Мефодия с человеком, который говорил по-русски, и там же он нашёл записанные на русском языке Евангелие и Псалтирь. Так он начал изучение русского языка.

Путешествие святых братьев в Хазарию было отмечено многими богословскими и философскими беседами и прениями с мусульманами и иудеями. И с хазарами братья много беседовали о христианской вере. Вера, разумность речей святого Кирилла были столь убедительны, что хазарский князь и весь его народ обратились в христианство. Почувствовавший благодать веры истинной князь хотел одарить братьев богатыми подношениями, но те отказались, попросив взамен отпустить с ними всех пленённых хазарами греков.

По окончании путешествия братья разлучились: святой Мефодий остался в монастыре Полихронии, что располагался около малоазийского города Кизика, а святой Кирилл занялся делами обучения грамоте и просвещения. Однако совместных трудов они не прекращали: при помощи брата и учеников – Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили новую алфавитную систему – глаголицу или, как мы её теперь называем по имени создателя, кириллицу. Затем святой Кирилл занялся переводом на древнеболгарский язык Священного Писания и перевёл Евангелие, Псалтирь и Деяния апостолов, а также несколько книг по богослужениям.

Часто путешествуя, он знал, что многие христиане народов Востока – Кавказа, Грузии, Сирии, Крыма уже совершают богослужения на родном языке, что естественно, ибо большинство паствы не владело греческим, и богослужение для людей превращалось в набор непонятных речей. Это навело его на мысль перевести весь ход богослужений на славянский язык.

Воплотить идею проведения богослужений на близком славянам языке братья решили в Моравии – области Чехии. Это был важный политический ход: уже христианская при князе Ростиславе Моравия была предметом большого территориального интереса баварско-немецкой епархии, но при этом выступала против экспансии со стороны Людовика Немецкого.

Три года братья работали в моравских землях, заручившись согласием и поддержкой и Константинополя, и моравской светской власти – обращали язычников, вели беседы с уже обращёнными верующими, укрепляя их и просвещая в вере Господней, переводили богослужебные выдержки из Священного Писания и включали их в богослужение, уже переведённое на славянский язык. Это вызывало большое неприятие со стороны западного духовенства, которое в стремлении прекратить такое активное наступление византийского влияния на Моравию инициировало новое военное наступление на неё под предводительством Людовика II Немецкого. Дальнейшие действия братьев могли стоить Моравии независимости, и они предпочли вернуться в Константинополь, взяв при этом с собой нескольких своих учеников-последователей, и посвятить их в иерархические чины, чтобы те по возвращении на родину могли продолжить дело учителей.

Борьба между Римом и Византией обострялась. В конце 866 года Болгария сменила греко-византийскую иерархию на новую римскую. Поскольку путь через Болгарию в Константинополь был закрыт, братья следовали долгим путём через Венецию, где у них произошёл спор из-за так называемой «трёхъязычной ереси». Сторонники ереси утверждали: богослужение можно вести лишь на греческом, латинском или еврейском языках, всё иное – незаконно и безбожно. Во время этого спора святые Кирилл и Мефодий узнали, что император Михаил убит, патриарх Фотий низложен. Это были события 867 года. Узнав об этом, братья отправились в Рим, где уже был новый папа Адриан II, имея при себе часть останков святого Климента, Папы Римского.

Однако новый папа встретил их радушно, с радостью принял священный дар – часть честных мощей священномученика Климента, похвалил и славянский перевод Священного Писания, и саму идею о богослужении на славянском языке. Он также освятил славянские богослужебные книги и даже позволил провести службы на славянском языке в некоторых римских церквах, что даёт нам возможность судить о нём как о человеке мудром и терпимом.

Римская светская жизнь, сохранившая черты нравов империи времён язычества, неприятно поразила благочестивых и добродетельных святых братьев – оказывается, послы низверженного Фотия усвоили худшие уроки поведения и манеры жизни римского высшего общества, чем унижали честь патриарха, пославшего их и доверившего им блюсти достоинство Византии.

Святой равноапостольный Кирилл, который от рождения не отличался крепким здоровьем, занедужил и скончался в 869 году в довольно раннем возрасте – 42 лет. Но перед тем, предчувствуя скорую кончину, он принял схиму и просил святого Мефодия пообещать ему, что тот продолжит начатое ими в Моравии дело по распространению среди славян-христиан богослужения на церковно-славянском языке и все дела, совместно начатые.

Поскольку везти далеко на родину прах было по многим, в том числе территориальным, причинам невозможно, святому Мефодию пришлось нарушить волю брата и завещание матери и совершить погребение его в базилике святого Климента, мощи которого так счастливо открылись им в Крыму. И, наверное, на то была Воля Божья, поскольку для святых иной воли нет – ни в земном, ни в горнем житии.

Значение иконы

Икона святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, напоминает нам о первообразе просветителя, одного из величайших умов первого тысячелетия христианства. Его духовные подвиги, совершаемые все недолгие годы его земной жизни, неутомимая деятельность просветителя принесли прекрасные плоды, легли в основу развития православия и укрепления его в мире через богослужение и славянскую богослужебную литературу, открывающую всем славянам путь к познанию православной веры.

Служение обоих братьев было равно апостольскому – те же долгие миссионерские путешествия с их тяготами и опасностями. Мы сегодня плохо можем себе представить, как далеки были те условия от комфорта наших дней, тем более для двух священников, которые вели чрезвычайно скромный и благочестивый образ жизни. Их проповедь верующим, обращение язычников – всё дало возможность причислить их к лику равноапостольных святых, и оба они окружены любовью и уважением во всём христианском, прежде всего православном, мире.

Страница 1 из 2

Краткое житие равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Память 14 февраля с.с.

Святой равноапостольный Константин (Кирилл) родился в г. Солуни (Фессалоники) в 827 году. Родитель святого равноапостольного Кирилла - знатный и богатый вельможа, по имени Лев, и мать его Мария жили благочестиво, исполняя заповеди Божии. Константин - имя царственное - был седьмым сыном. Когда мать, по рождении, отдала его кормилице, чтобы та вскормила его, он никак не желал питаться чужим молоком, но - только молоком матери..
В городе Солуни проживало многочисленное славянское население, язык которого был с детства знаком святому Кириллу. Существуют предположения, что святой Кирилл был славянином и называется в источниках греком по принадлежности к Греческой Церкви. Семи лет от роду Константин видел сон и рассказал его отцу и матери, в следующих словах: «Воевода, стратиг нашего города, собрал всех девиц города и сказал мне: «Выбери себе из них кого хочешь на помощь и в сверстницы себе». Я, оглядев, посмотрел их всех и приметил одну, прекраснейшую из всех, с лицом светящимся, украшенную многими золотыми монистами и жемчугом и украшениями; имя ей было София. Ее я избрал». Родители поняли, что Господь дает отроку Деву Софию, т. е. Премудрость, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному чтению, но и Богоугодному добронравию - премудрости духовной. «Сын,- говорили они Константину словами Соломона,- чти Господа- и укрепишися; храни заповеди- и поживеши; словеса Божии напиши на скрижали сердца своего; нарцы (призови.- Ред.) Премудрость сестру тебе быти, Разум же знаемь (т. е. близким, родным) сотвори себе (Притч. 7, 1-4). Премудрость сияет светлее солнца, и если ее будешь иметь своей помощницей, она избавит тебя от многого зла».
Известно, какие успехи показал этот отрок в науках, особенно в изучении творений святого Григория Богослова. Он изучил Гомера, геометрию, диалектику и философию под руководством логофета дрома Феоктиста и будущего Патриарха Фотия. Еще в юности святого Константина называли Философом. Кроме того, он изучил риторику, арифметику, астрономию, музыкальное искусство и другие светские науки, а также знал языки латинский, сирийский и другие.
Хотя святой Константин воспитывался при царском дворе, вместе с юным императором Михаилом, и мог занять высокое положение, он помнил о своей Подруге, поэтому и отказался от знатной и прекрасной невесты.
Когда святой Константин был возведен в иерейский сан, его одновременно поставили библиотекарем при храме Святой Софии. Вот от этого-то избранника Софии и получило свое начало Русское Православие.
Апостольская миссия у славян была для святого Кирилла вершиной подвига, к которому он был подготовляем Промыслом Божиим и Святой Софией всю жизнь. После принятия священства святой Кирилл, стремясь к уединению, оставался в Царьграде недолго: он тайно ушел и скрылся в одном из монастырей на побережье Золотого Рога. Только через полгода императору удалось найти его и уговорить быть учителем философии в главном Константинопольском училище. Святой Кирилл возвратился в Царьград. Со времени вступления на проповедь и общественно-церковное служение проявилась его строгая ревность в утверждении православия.
Первые прения у святого Кирилла были с вождем еретиков-иконоборцев Аннием. Престарелый Анний был побежден и посрамлен юным философом святым Кириллом.
В 851 году святой Кирилл по повелению императора отправился к сарацинам, чтобы доказать им истинность христианского учения о Святой Троице. Это было первое миссионерское путешествие святого, совершенное им в 24 года.
Святой Кирилл так умело отстаивал истинность православной веры и так обличал ложность учения мусульман, что сарацинские мудрецы, не зная, что ему отвечать, пытались отравить святого. Но Господь сохранил Своего раба невредимым. По возвращении от сарацин святой Кирилл отказался от почетной должности учителя философии и поселился в монастыре на Олимпе, где подвизался его старший брат святой Мефодий (815-885, память 6 апреля). Несколько лет святой Кирилл провел в иноческих подвигах, молитве и чтении творений святых отцов. На Олимпе он стал изучать славянский язык, познакомился с древнееврейской и коптской письменностью.
В 858 году в Царьград пришли послы от хазар с просьбой прислать к ним ученого мужа, чтобы он обличил неправду сарацинских и еврейских проповедников, стремившихся обратить хазар в свою веру. Император Михаил III направил к хазарам для проповеди Евангелия святого Кирилла. Вместе с ним отправился и его святой брат Мефодий. По пути святые братья на некоторое время остановились в Крыму, в греческой колонии Херсонес. Там святой Кирилл изучил еврейскую грамматику. Тогда же святой Кирилл ознакомился с Евангелием и Псалтирью, написанными русскими буквами.
В Херсонесе святые братья участвовали в открытии мощей священномученика Климента, Папы Римского. Взяв с собой часть святых мощей, они продолжили свое путешествие.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»