Основные причины появления государства. Причины возникновения государства

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества , вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

  • азиатская;
  • рабовладельческая;
  • прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

  • древнегреческая;
  • древнеримская;
  • древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

Возникновение первых государств и особенности развития ранних цивилизаций

История Древнего мира

И.Р.Блохина

Лекции для студентов I курса по специальности «История»

Часть 1. Древний Восток

Лекция I.

1. Вводные замечания

2. Условия возникновения первых государств

3. Характерные черты ранних цивилизаций

История – наука о прошлом, наиболее значительных событиях и проявлениях человеческой деятельности, о закономерностях развития обществ и государств. Термин «أστορία» ввели в употребление древние греки – философы и историки. Он означает «изыскание», «исследование». Повествования исторического характера мы находим в древневосточных текстах (например, в книгах Библии, биографиях или описаниях походов древних царей). Научный же подход к осмыслению прошлого родился только в античности. Греческие историки Геродот и Фукидид (V в.до н.э.), а особенно Полибий (II в. до н.э.) положили начало научному определению целей и задач истории, методам изучения прошлого, исторической терминологии.

История человеческого общества насчитывает миллионы лет. История государственности – немногим более пяти тысяч лет. Возникновение государства положило начало истории цивилизации (от латинского «civitas» – община, поселение). Всеобщая история (термин введен в обиход Полибием) изучает историю зарубежных стран от древности до современности. Периодизация – деление истории на значительные, последовательно сменяющие друг друга периоды.

Основные разделы всеобщей истории:

– Древняя история – III тыс. до н.э.-V в. н.э.

– Средние века – VI-XVI вв.

– Новое время – XVII-XIX вв.

Новейшая история – XX-XXI вв.

В свою очередь, древняя история делится на три больших периода:

– История древневосточных государств – III тыс. до н.э.-IV в. до н.э.

– История древнегреческой цивилизации – II тыс. до н.э.-II в. до н.э.

– История древнего Рима VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Изучение любого из периодов истории возможно лишь при знакомстве с историческими источниками . Источники, если определить коротко, это – свидетельства изучаемой эпохи. В это понятие справедливо включить предметы материальной культуры (от пирамид и дворцов до монеток, украшений, предметов быта), письменные источники , данные языка. Часто в качестве источников выступают свидетельства более позднего времени, значительно удаленные от нас. Так, сообщения античных авторов о древневосточных народах и государствах являются для современных историков источниками по изучению этих государств.

Наша задача – познакомиться с древними цивилизациями, определить характерные черты древневосточных и античных государств.



Вопрос 2 .

Возникновение государства означало наступление нового и очень значительного этапа в истории человечества, наступление эпохи цивилизаций .

Ранними были древневосточные цивилизации . Выделяют три древнейших очага их зарождения [карта]: долину Нила (Египетское государство), Междуречье (ранние города-государства Шумера и Аккада), долина реки Инд (древнеиндский союз государств во главе с Хараппой). Появление государства стало итогом влияния различных факторов: социального расслоения общинников в результате роста материальных благ, соперничества за власть племенных вождей, возникновения городов и т.д. Как вы заметили, ранние государства возникали в долинах великих рек. Так называемый «фактор великой реки» – это сумма условий, стимулирующих рождение государства. Прежде всего, можно говорить о благоприятных условиях жизни близ великой реки. К ним следует отнести плодороднейшие почвы, возникавшие при оседании ила во время постоянных наводнений, добычу рыбы, тростника и других полезных речных даров, возможность использовать водные пути для связи (торговли, путешествий) и т.д. Однако этих факторов для коренного скачка в жизни древнего человека и образования государства было недостаточно. «Фактор великой реки» – это и те условия, которые составляли трудности выживания: воспользоваться благами было возможно лишь преодолевая природные катаклизмы (заболоченность почвы, наводнения, способные затопить целые города, засуху, при которой требовалась разветвленная ирригационная система). Для этого нужно было объединение страны под эгидой сильной власти, развитие инженерных и прочих навыков, знание астрономии, математики и многих других наук. Только тогда могла сработать «пусковая пружина» и человек мог перешагнуть порог цивилизации.

Вопрос 3 .

Рассмотрим теперь наиболее существенные черты и особенности строя и жизни древневосточных государств.

а) Политическая форма древневосточных государств . На востоке сложилась особая форма государства – восточная деспотия , характерными признаками которой были: абсолютная власть монарха, примитивность и неразвитость государственного аппарата, апофеоз (обожествление правителя). Правитель держал в своих руках нити административной (глава государства), экономической (собственник всей земли), военной (верховный главнокомандующий), религиозной (сын и наместник богов) и судебной (высшая судебная инстанция) власти. Монархи III-II тыс. до н.э. олицетворяли раннюю, патриархальную форму деспотии. В государствах I тыс. до н.э. эта форма власти достигает апогея (примеры). В некоторых странах (Хеттское царство, Индия) восточная деспотия до конца не сложилась по причине сильного влияния на общество религиозной или иной аристократии.

б) Особенности общественной структуры . Общественная иерархия свободного населения включала довольно узкий слой знати – чиновничьей, военной, религиозной, жизнь и благополучие которой зависели от правителя.

Социальной ячейкой древневосточных обществ была община. С одной стороны, она была необходимой формой совместной жизни (ирригация, дамбы, каналы требовали совместного труда), с другой, община была идеальным рычагом эксплуатации большинства населения (повинности, военные наборы, общественные работы государство выполняло через общину). Община выполняла социальные, военные, религиозные и, прежде всего, хозяйственные функции. Управление предполагало, как правило, общий сход, наличие выборного совета общины и старосты. Роль общины хорошо отражена в «Законах Хаммурапи. Разложение общины связано было, в первую очередь, с имущественной дифференциацией населения.

Древневосточные государства были военными образованиями. Цари и фараоны с помощью завоеваний утверждали свое могущество. Добыча от военных походов составляла значительную часть казны. Военная знать была влиятельной корпорацией. Ядро войска составляло ополчение. Немалую роль играли наемники.

Существовавшее рабство носило патриархальный характер, т.е. основными производителями в д/в государствах оставались свободные общинники (в связи с этим в историографии имела место дискуссия о том, можно ли ранние государства вообще классифицировать, как рабовладельческие). Источниками рабства становилась война, долговая зависимость, купля-продажа, воспроизводство рабов. Древние законы охраняли право собственности на рабов, регулировали их отношения со свободными. Примером может служить кодекс вавилонского царя Хаммурапи.

в) Религия и идеология . Религиозной основой жизни древневосточных обществ были языческие верования. По форме это были, как правило, политеистические религии. Исключением был еврейский монотеизм. Особую роль в древневосточных государствах играли храмы , имевшие земли и богатство, торговавшие зерном и скотом, эксплуатировавшие рабов. Жречество, представляло собой могущественное сословие, иногда – правящую касту (в Индии, например, варна брахманов).

В середине I тыс. до н.э. (распространение железа, тотальные войны за мировое господство, гибель сотен городов и покорение с невиданной жестокостью целых народов) духовной опорой общества становятся религиозно-философские учения (поиск выхода!): конфуцианство, даосизм, буддизм, зороастризм, учения ветхозаветных пророков. Человек пытается осмыслить мир и найти защиту от его жестокости.

Таким образом, детство цивилизации было трудным и долгим. Было построено и оснащено определенными атрибутами здание государства. Особенностями менталитета были корпоративность (общинная, жреческая, военная) и отношение власти с подданными, удачно охарактеризованное Геродотом: «Там [на Востоке – И.Б.] все рабы, кроме одного».

Лекция 2.

Причины возникновения государств

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь прежде всего идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция – переход от собирательной к производительной экономике;

2. разделение труда, история их знает три:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесел

Появление купечества

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства);

4. появление частной собственности;

5. появление эксплуатации;

6. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы).

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство (государство азиатского способа производства). Через расслоение общества. Одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря – добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти – власть вождей усиливается, подчиненные – в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

3. франкский путь, через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская)

4. буржуазные, образовывались в результате революции, свержения монархии, например Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

Распад крупных государств, СССР, др. империи.

Крах колониализма

Исходя из всех предпосылок и причин возникновения государств были сформированы различные подходы (теории) происхождения государства, среди них: теологическая теория происхождения государства получила свое распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (как посланники или наместники Бога на земле) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя. Договорная теория происхождения государства, или Теория общественного договора получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед познания государства, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевоевания. Она состоит как бы из двух теорий - теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия. Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся протогосударственных и раннегосударственных структур. Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения. Органическая теория создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.



Органическая теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна. Представителями психологической теории происхождения государства являются русский ученый Л. И. Петражицкий (1867 - 1931) и французский ученый Г.Тард. Также данную теорию разрабатывал 3. Фрейд. Петражицкий определял общество и государство как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Мыслители полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях, психические переживания и склонности людей. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение государства в этом случае – следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».Основателем расовой теории считается французский ученый Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше.Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые – «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т. д.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.Классовая теория происхождения государства Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.Государство, по словам В.И. Ленина, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Таким образом, государство представляет собой продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены.Государство по Ленину - это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства.

Причины возникновения государства:

1) Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) Разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;

3) Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов.

Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме . Государство, - указывал Ленин , - это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. - Т. 38. - С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;


- антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса , сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия - Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, - географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1) афинская - форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея , состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона ,направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена ,состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская - форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская - форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская - форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Процесс возникновения государ-ства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда».

Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи , XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.

Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:

Значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Власть - средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру:

1) субъект власти (в частности, государство, население);

2) объект (на кого именно направлена власть);

3) отношения, возникающие по поводу власти;

4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы:

1) привычка подчиняться;

3) убежденность в необходимости повиновения;

5) доверие;

6) правовые нормы;

7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть - это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть - это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность - распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность - этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство - обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива - существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность - соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность - соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы - власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

1) метод принуждения (насилия);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:

1) на законодательную;

2) исполнительную;

§ 2. Образование первых государств

1. Что такое полис?

Полис – это небольшое государство древних греков, римлян и некоторых других античных народов. Он состоял из города и сельской округи. Население делилось на несколько групп, при этом хозяевами полиса считались только полноправные граждане, которых было обычно меньшинство.

Вопрос к 5 пункту. Где и когда возник ислам? В чём состоят основные положения этой религии?

Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове. Он учит, что есть только один Господь, слова которого доносит до людей священная книга (Коран), которую принёс праведный пророк (Махаммед). Ислам порицает злые дела, за которые человек после смерти попадает в ад.

Вопрос к 7 пункту. В чём состоят основные положения иудаизма?

Иудаизм учит, что есть только один Господь и строго запрещает поклонение прочим. Основные его положения записаны в священной книге (Торе), которая в христианстве стала первой частью Библии. Сегодня в иудаизме есть очень много предписаний, которые должен соблюдать верующий, причём не не только запрет на грехи, но и запрет в субботу работать и даже иметь дело с электрическими приборами, смешивать мясные и молочные продукты и многие другие.

Вопрос к 8 пункту. Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат?

В Тюркском каганате жили только орды кочевников. В Хазарском каганате и Волжской Булгарии центрами власти были города, вокруг которых уже объединялись кочевые племена.

Вопросы к параграфу

1. Каковы были причины появления на территории нашей страны греческих городов-государств?

Полисы Балканской Греции были богатыми, потому там выживало много детей и население постоянно росло. Но при этом на этом полуострове скудные почвы, которые не могли прокормить всех. Потому началась колонизация. Колонисты расселялись по берегам Средиземноморья, куда входило и Чёрное море. Они основывали новые поселения там, где были природные ресурсы, то есть пахотная земля и полезные ископаемые. Потому колонии появились и на территории современной России.

2. Каковы были взаимоотношения жителей греческих городов-государств с местным населением?

Местные жители торговали с греками, так как не умели того, что умели ремесленники полисов. В полисах же охотно покупали те дары природы, что собирали местные жители.

3. Назовите причины возникновения Боспорского царства.

Царство образовалось в основном для того, чтобы греки сообща могли отражать нападения варваров. Появилось оно именно в такой форме из-за усиления полиса Пантикапея.

4. Какую роль сыграли кочевые племена в истории Северного Причерноморья?

Кочевые племена были основным населением Северного Причерноморья долгие века, по крайней мере, до XVI-XVII веков, и потом очень медленно уступали свои позиции. Скифы, сарматы, готы, печенеги, половцы и татары сменяли друг друга. Потому они не просто играли какую-то роль, они сами были историей этого региона и определяли все её процессы.

5. Какие государства существовали в VII-IX вв. на территории Поволжья?

VII век ещё застал Тюркский каганат, который распался в начале этого столетия. Но большую его часть в Поволжье существовали Хазарский каганат и Волжская Булгария.

6. Как природные условия повлияли на виды хозяйственной деятельности финно-угорских народов?

Финно-угорские племена жили в лесной полосе, потому не могли заниматься скотоводством. Также именно из-за лесов земледелием они занимались именно подсечно-огневым: было что срубать и сжигать. Благодаря обилию рек и озёр столь важное место у этого народа занимало рыболовство.

Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Как нашествия кочевников влияли на развитие оседлых народов? Можно ли найти положительные последствия таких нашествий?

Обычно кочевники заставляли земледельцев уходить подальше от их нашествий. Но иногда земледельцы сплачивались, чтобы отразить их угрозу. Так появилось Боспорское царство. Однако оно не вызвало подъёма культуры и не выработало новой формы государственного устройства. Потому его появление не было ни положительным, ни отрицательным.

Но иногда последствия были и положительными. Порой оседлое население (правда, в основном торговцы) и кочевое объединялось в единые процветающие государства, такие как Хазарский каганат и Волжская Булгария.

2. Используя Интернет и дополнительную литературу, составьте в тетради перечень народов, живших в Крыму с древнейших времён до IX в. Выясните, какие народы проживают на современной территории Крыма.

В Крыму в разное время до начала IX века жили киммерийцы, тавры, скифы, греки, римляне, сарматы, аланы, готы, гунны, византийцы, евреи, тюрки, болгары и хазары.

3. Какие положения учения ислама могли привлекать людей, принимавших эту религию?

Религию не всегда принимают ради какой-то выгоды. В исламе много запретов (например, на распитие алкоголя), включает он и тяжёлые посты (например, месяц запрещается есть в светлое время суток). Порой люди искринне начинали верить в истинность учения Корана.

Часто привлекало принимавших эту веру правителей то, что ислам оправдывал их власть, а также важна оказывалась поддержка остального мусульманского мира. Простые же люди обычно принимали эту веру в мусульманских странах, где такой шаг давал большие преимущества, начиная с налоговых льгот.

§ 2. Образование первых государств

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»