Гражданское право россии. Гражданское право россии Использованием произведения является его

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Их всего четыре.

Первый – вы никак не защищаете свои авторские права. Цена способа – бесплатно.

Достоинства – вы, несмотря ни на что, все равно защищены Законом об авторских правах и при этом не платите ни копейки.

Недостатки – непонятно, каким образом вы сможете попасть под действие Закона, призванного вас защищать, если не в состоянии доказать свое авторство. Тут замкнутый круг: регистрация литературных произведений у нас обязательной не является, но в то же время именно зарегистрированная надлежащим образом рукопись считается наиболее веским доказательством авторства в суде. Я специально консультировался по этому вопросу с юристом, причем таким, который специализируется именно на защите авторских прав, и раньше работал с издательствами, пока не перешел на вольные хлеба. Да, в суде принимаются во внимание свидетельские показания людей, вашу рукопись читавших, наличие черновиков самой рукописи, но приоритетным доказательством является документ, фиксирующий дату создания произведения. Таковым же может быть лишь заверенный нотариусом экземпляр романа (рассказа, повести) отпечатанный на бумаге.

Второй способ – защита своих авторских прав с помощью существующих специальных структур, самым известным из которых является Российское авторское общество. Его услуги самые дорогие. РАО берет много, но, тем не менее, с литературой связывается неохотно. Судя по всему, такого рода регистрациями у них занимается только московское отделение. В две тысячи десятом году я ради интереса звонил в новосибирский офис – там не могли вспомнить ни одного случая, могущего служить прецедентом регистрации у них литературного произведения, и посоветовали обратиться в Москву.

А вообще регистрация романа средних размеров, в зависимости от организации, в которую вы обратились, обойдется вам от двух с половиной до четырех с половиной тысяч рублей (цена действительна на январь 2012 года). В зависимости от стоимости варьируется и пакет услуг. Полный включает:

1. Регистрация рукописи организацией, взявшей это нелегкое делона себя, после чего один из ее экземпляров навечно помещается в библиотеку, например – в Ленинку.

2. Публичная оферта. Проводится преимущественно через московские и питерские творческие союзы, поскольку сами организации, занимающиеся защитой авторских прав, в большинстве случаев базируются именно там.

3. Выдача авторского свидетельства. После тщательного исследования ценности этого документа и бесед с несколькими юристами и нотариусами, я так и не уяснил себе необходимости его получения. В качестве туалетной бумаги не годится – слишком жесткая штука. Только и остается, что повесить на стену в рамке.

4. Выдача лично вам заверенного экземпляра рукописи. Стоящая вещь для немедленного предоставления в суд по месту жительства в случае конфликта, и для прочих разборок местного характера (а также определенная гарантия сохранности рукописи на случай, если сгорит Ленинка), но эту услугу зачастую предоставляют только за отдельную плату.

Недостатки – потеря времени. Обычный срок регистрации – месяц, плюс пересылка рукописи в Москву, если живете в провинции, и пересылка из Москвы обратно заверенных экземпляров, свидетельств и т.д. Для людей с низким уровнем доходов немаловажную роль играет также и финансовый вопрос. Например – регистрация в РАО романа в двадцать авторских листов – 4,5 тыс. рублей. Прибавляем почтовые расходы. Получаем…

Третий способ – кустарное фиксирование даты создания рукописи. По неизвестным здравомыслящим людям причинам, до сих пор пользуется популярностью. Суть способа – вы отправляете собственную рукопись самому себе заказным письмом или бандеролью, после чего храните полученный конверт или пакет не вскрывая. При возникновении конфликта предоставляете их в суд. Цена способа – только почтовые расходы.

Достоинства – недорого, и даже может помочь, если в суде вам будет противостоять дядя Вася из соседнего подъезда.

Недостатки - если же вашим противником окажется человек, способный обеспечить себе солидную юридическую поддержку, или крупное издательство, то даже не надейтесь, что фокус с «письмом счастья» у вас пролезет. Слишком уж легко подделываются почтовые штемпели. Еще они стираются от долгого хранения с перекладываниями, целостность упаковки нарушается, квитанции теряются и т.д. Впрочем, многое будет зависеть от судьи, слушающего дело, и той суммы, которую вы готовы заплатить собственному адвокату.

Четвертый способ – самый, на мой взгляд, быстрый, дешевый и надежный одновременно. Вы без посредников регистрируете свою рукопись у нотариуса, с последующим получением одного из заверенных экземпляров. Второй экземпляр остается у нотариуса, после чего к нему не имеет доступ уже никто, даже вы. Он может быть выдан лишь по требованию суда судебному приставу. Это происходит в случае утери вашего экземпляра. В случае же его сохранности вы просто предоставляете в суд свой экземпляр. Цена способа – тысяча рублей на сентябрь 2012 года. Понятно, что расценки могут очень сильно колебаться в зависимости от города, в котором вы живете. Они также могут вырасти после нескольких ваших визитов к одному и тому же нотариусу. Юристы – они тоже люди, и если один из них регулярно видит в своем кабинете странного лоха, согласного платить по тысяче рублей за регистрацию его писанины, то почему бы ему не поднять планку до полутора тысяч? Доказать, что вы не лох, очень просто – идете к другому нотариусу, который вас еще не знает.

Достоинства – оформление в течение часа, если запишетесь к нотариусу заранее. Ничего никуда не нужно посылать, поскольку нотариусы есть везде. Нет опасности, что организация, занимающаяся где-то в Москве защитой авторских прав, просто возьмет с вас деньги, выбросив вашу рукопись в мусорку, особенно если адрес фирмы вы нашли в Интернете. (Напоминаю – заверенные экземпляры в рамках обычного пакета услуг высылаются не всегда, а относительно авторских свидетельств - я уже сказал, на что они годятся. Если уж вы живете в провинции, а обращаетесь в Москву, выбирайте те организации, что существуют давно и успели зарекомендовать себя чем-то более существенным, чем создание собственного сайта. Москвичам московскую фирму проверить на вшивость, конечно, гораздо проще.)

Недостатки – тысячу рублей (или больше) все же придется отдать. Нотариусов, работающих бесплатно, я не встречал. Не все из них соглашаются регистрировать литературные произведения. Возможно, придется обзвонить трех – четырех, или даже целый десяток. Нотариус не оказывает никаких дополнительных услуг, предлагаемых специализированными организациями. Он лишь фиксирует дату, когда произведение было ему предоставлено. Заметьте: не ваше авторство – он вас не знает – а лишь дату предоставления ему рукописи. Но именно это и является наиболее веским доказательством в суде, поскольку считается, что раньше всего произведение находится в руках у его автора. А уж публичной офертой и прочим вам придется заниматься самостоятельно, предварительно обдумав, а нужно ли вам это. К защите собственно авторских прав на ваше произведение, оферта и размещение рукописи в библиотеках прибавить смогут мало что.

Как принять правильное решение? Нет ничего проще. Идем в «Википедию» и находим там статью «Оферта». Если по ее прочтении у вас возникнет горячее желание немедленно заняться тем, о чем там сказано, что ж, дерзайте. В противном случае можете смело отложить этот вопрос.

Введение

Глава 1. Общая характеристика законодательства об интеллектуальной собственности

Глава 2. Имущественные и лично неимущественные права автора

Заключение

Список использованная литература


ВВЕДЕНИЕ

Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного и научного творчества, провозглашает правовую защиту интеллектуальной собственности на уровне закона (ст. 44).

На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права приобретало все большее значение как в России, так и во всем мире.

Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности являются создание эффективного механизма предотвращения и пересечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но и их личные права, и интересы,- в том числе нравственные и духовные.

Правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера. Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. Нормативное регулирование правоотношений, складывающихся в области науки, литературы и искусства должно отвечать требованиям современной экономической ситуации.

В законодательстве бывшего Советского Союза отсутствовали специальные законы об авторском праве, правовое регулирование обеспечивалось преимущественно подзаконными актами. Исключением являлись нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе позднее-в самостоятельным разделе Гражданского Кодекса РСФСР 1964 г.

Прежним законодательством не обеспечивался в достаточной степени уровень правой охраны прав, как самих авторов, так и их правопреемников. Государство без достаточных оснований вмешивалось в отношения между авторами и пользователями. Существовали типовые авторские договоры, носившие нормативный характер. Авторское право, как и право, вообще, было сильно идеализировано, чем и объясняется, в частности, законодательно закрепленная возможность широко использовать авторские произведения в интересах государства и общества в ущерб самим авторам.

Так 9 июля 1993 г. был принят Закон « Об авторском праве и смежных правах». Положения указанного закона получило развитие в ряде подзаконных актов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Патентным ведомством РФ и иными органами государственного управления.

В течение 10 лет действовал этот закон РФ, но уже назрела необходимость в обновлении его содержания по существу.

24 ноября 2006 г. Государственная Дума РФ приняла четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерацией и Федеральный закон « О введение в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ». Эти законы вступили в силу с 1 января 2008 г.

Цель дипломной работы состоит во всестороннем анализе авторского права на литературные произведения в России, характеристике его, как части гражданского права, рассматривания отношений, складывающихся в сфере художественного творчества, а также при использовании обществом его результата.

Задачами являются:

· Изучать особенности и выявлять противоречия в сфере правового регулирования авторских правоотношений при том или ином способе использования произведений литературного творчества;

Предмет исследования - авторское право на литературные произведения как инструмент охраны прав и интересов авторов, возникающих у них в результате создания творческого произведения, а также регулятор отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами в процессе создания и использования произведений литературы; его формирование как института гражданского права и состояние на разных этапах развития России.

ГЛАВА 1. Общая характеристика законодательство России об интеллектуальной собственности

Правовое регулирование интеллектуальной собственности характеризуется развитой системой источников, представленных как национальным законодательством, так и международными нормативными актами.

Основу правового регулирования отношений интеллектуальной собственности в России составляют нормы Конституции РФ. Это, прежде всего положения о свободе творчества, печати, слова, мысли, неприкосновенности личной жизни, а также право на доступ к информации и культурным ценностям. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Конституция определяет место норм об интеллектуальной собственности в российском законодательстве-они относятся к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71).

Содержание юридического института интеллектуальной собственности составляют правовые нормы различной отраслевой принадлежности. Ведущее место среди них занимают нормы гражданского права. Гражданско-правовые нормы определяют понятие и содержание интеллектуальной собственности, регулируют реализацию исключительных прав, а также договорные отношения по предоставлению прав на результаты интеллектуальной деятельности. На интеллектуальную собственность распространяются общие принципы наследования, устанавливаемые гражданским законодательством.

Административно-правовые нормы характеризуют систему управления интеллектуальными правами и контроля за их осуществлением, финансовые – определяют порядок финансирования государством и муниципальными органами государственного заказа в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

Важное место в структуре интеллектуальных правоотношений занимают информационные, а также правовые отношения по поводу использования памятников культуры и других культурных ценностей.

Трудовые нормы характеризуют отношения создателя творческого результата с администрацией предприятий, учреждений, организаций по поводу служебных результатов.

Процессуальные нормы направлены на осуществление в установленной законом форме защиты прав и законных интересов авторов и других правообладателей.

Внутреннее законодательство России об интеллектуальной собственности представлено ГК РФ, федеральными законами и подзаконными актами. Его характерной чертой является внутренняя неоднородность и отсутствие одного нормативного акта, закрепляющего общие начала правового регулирования интеллектуальной собственности. О единой подотросли гражданского права пока можно говорить только в теоретическом плане, как об основе для законопроектных работ в данной области.

Гражданский кодекс РФ определяет принципиальные моменты в гражданско-правовом регулировании интеллектуальной собственности. Он закрепляет основания возникновения и порядок осуществления права интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 2, ст.8), формулирует понятие интеллектуальной собственности (ст. 138), включает ее в содержание правоспособности и дееспособности граждан (ст. 18, 26) и в перечень объектов гражданского права (ст.128), в том числе и в качестве специального объекта отдельных видов обязательств (ст. 769, 1027). Вместе с тем ГК РФ не регулирует напрямую интеллектуальную собственность. Это осуществляется в отношении авторской и промышленной собственности федеральными законами.

При подготовке проекта третьей части ГК РФ предполагалось включить в нее специальный раздел «Право интеллектуальной собственности». Однако разработки кодекса так и не смогли прийти к единому мнению относительно общей концепции этого раздела и содержания важнейших его институтов. Учитывая данное обстоятельство, Совет при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства 28 августа 2000г. рекомендовал разработчикам проекта-Министерству юстиции РФ и Исследовательскому центру частного права-представить Президенту РФ проект части третьей ГК РФ, включающей разделы «Наследственное право» и «Отношения в области международного частного права», и подготовить решение об исключении раздела об интеллектуальной собственности из проекта третьей части ГК РФ. В результате часть третья ГК РФ была принята без раздела, посвященного праву интеллектуальной собственности. И хотя одновременно Совет по кодификации гражданского законодательства выступил Президент РФ с предложением поручить Совету доработку части четвертой проекта ГК РФ, решение вопроса о кодификации законодательства в данной области и разработке части четвертой ГК РФ было отложено до лучших времен.

Для обозначения всей совокупности прав, относящихся к сфере интеллектуальной собственности, частью четвертой ГК РФ введен специальный термин "интеллектуальные права", которые согласно ст. 1226 ГК РФ включают "исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)".

В свою очередь авторские права определяются п. 1 ст. 1255 ГК РФ как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, т.е. понятие "авторские права" охватывает все имущественные и личные неимущественные права, закрепляемые законодательством в отношении произведений.

При этом постоянно встречающееся в законодательстве упоминание о "произведениях науки, литературы и искусства" является данью традиции и не имеет практического значения, так как действующее законодательство не устанавливает каких-либо принципиальных различий в правовом регулировании для этих трех групп произведений. Мало того, во многих случаях не существует однозначных критериев для их общепризнанного разграничения. Так, произведение, представляющее результат научного творчества и выраженное в форме статьи или книги, традиционно рассматривается в качестве литературного произведения, альбом репродукций может быть признан сборником произведений изобразительного искусства, и т.д.

Вся совокупность предусматриваемых ГК РФ авторских прав может быть разделена на несколько групп:

  • 1) личные неимущественные права автора;
  • 2) исключительное право на произведение, на основании которого автор и его правопреемники могут разрешать или запрещать использование произведения;
  • 3) "право на вознаграждение", устанавливаемое в случаях, когда ГК РФ предусматривает, что произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 Кодекса), а также в иных случаях, когда Кодекс специально предусматривает выплату дополнительного вознаграждения авторам, например за использование служебных произведений.

Кроме того, существует ряд других прав, которые не всегда можно однозначно отнести к той или иной категории, например "право доступа", предусмотренное ст. 1292 ГК РФ, или даже невозможно однозначно отнести к категории "авторских", например особое "право использования изданий", предусмотренное п. 7 ст. 1260 ГК РФ.

Часть прав закрепляется только в отношении определенных видов произведений: например, право следования и право доступа - только в отношении произведений изобразительного искусства.

Непосредственно в отдельных статьях Кодекса предусматриваются положения, позволяющие говорить о наличии дополнительных прав не только у авторов, но и у иных категорий правообладателей: например, изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) принадлежит право требовать указания его имени или наименования при любом использовании аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Многие вопросы, связанные с разграничением отдельных видов прав, являются дискуссионными, по ним высказываются различные точки зрения. Законодатель уклонился от четкого деления предоставляемых авторам прав на две категории: имущественные права и личные неимущественные права, оставив тем самым достаточный простор для дальнейшего развития теоретических взглядов по данным вопросам.

В то же время ГК РФ специально определяет, что исключительное право на произведение признается имущественным правом, как это вытекает, в частности, из формулировки ст. 1226 ГК РФ.

Дискуссии вызвала принадлежность к категории личных неимущественных прав такого принадлежащего авторам права, как право на обнародование произведения. Так, профессор А.П. Сергеев неоднократно отмечал, что в данном праве соединены воедино как личные неимущественные, так и имущественные элементы*(1) .

Что касается остальных прав, закрепляемых за авторами и иными правообладателями в соответствии с положениями главы 70 ГК РФ, то, хотя в отношении части из них можно определенно сказать об имущественном характере таких прав в тех случаях, когда речь идет о праве на получение авторами или иными правообладателями вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и т.д.), для многих остальных принадлежность к числу имущественных или личных неимущественных прав является дискуссионной.

В целом же авторские права составляют настолько сложный взаимосвязанный комплекс, что, как совершенно справедливо отмечает профессор А.П. Сергеев, "выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно"*(2) .

Понятие "произведение" в законодательстве не раскрывается отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.

Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.

Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.

Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, т.е. отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны произведения в случае если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признают возможность предоставления охраны даже при наличии "субъективной новизны", т.е. при недоказанности заимствования автором ранее созданного произведения.

Мало того, в последние годы российская коммерческая и судебная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, в том числе даже такие, которые существовали в русском или иностранном языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведениями определенных авторов, например "Ну, погоди!", "Буратино" (от итал. burattino - "кукла-марионетка", "легкомысленный человек") и т.д.

Гражданский кодекс РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.

Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан доказывать "качество" произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиями т.д.

Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, т.е. стать доступным для восприятия другими людьми. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений - объектов авторских прав:

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • - другие произведения.

Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д.

По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

  • - программы для ЭВМ;
  • - базы данных;
  • - производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;
  • - составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.
  • - такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).

Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений.

К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при том условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке, и т.д.

Существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ).

Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.

Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.

Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, т.е. их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.

Несмотря на то что современное законодательство не содержит определения понятия "произведения" как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются.

Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т.д., однако сами по себе "идеи", не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут.

Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться "идеи", "факты" и иные аналогичные объекты ("идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования") безотносительно к форме их выражения.

Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т.д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения.

Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.

Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты интеллектуальной собственности, например патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т.д.

Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану.

Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право вообще не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений - объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства:

Такие объекты хотя и могут рассматриваться как результаты творческой деятельности - произведения, но охрана им не предоставляется по причинам, которые будут рассмотрены далее.

Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.

Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной.

форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.

Следует признать, что закрепленный в настоящее время ГК РФ подход не является единственно возможным. Так, в последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется исследованию вопросов установления особой охраны в отношении произведений народного творчества ("выражений фольклора"). Кроме того, п. 4 и 8 ст. 2 Бернской конвенции хотя и признают возможность установления исключений в отношении официальных текстов и "сообщений о новостях дня", но не предусматривают в качестве обязательного правила именно такое решение вопроса.

Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Таким образом, авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, вплоть до любого абзаца, оригинального предложения, фразы или слова, оригинального фрагмента произведения изобразительного искусства и т.д.

На практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т.д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений ("Смешарики", "Простоквашино" и т.д.).

Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия части четвертой ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т.д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма "Ну, погоди!", согласился с мнением о том, что название этого фильма "может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора"*(3) .

С принятием и вступлением в силу части четвертой ГК РФ вопрос об охране персонажей оказался решен на законодательном уровне. При этом персонаж, как и название произведения, выведен законодателем за пределы такой категории, как часть произведения: один и тот же оригинальный персонаж может действовать в различных произведениях одного и того же автора, заимствоваться (с согласия автора) для использования в иных произведениях, а название может использоваться в качестве составной части названий различных книг из создаваемой автором серии произведений.

Из формулировки п. 7 ст. 1259 ГК РФ по сравнению с ранее действовавшей в отношении частей произведений формулировкой ЗоАП устранено требование о "возможности самостоятельного использования" части произведения как одного из критериев предоставления охраны в отношении такой части. Необходимым и достаточным признается, чтобы соответствующая часть произведения, его название или персонаж из него являлись "самостоятельным результатом творческой деятельности" и были выражены в какой-либо объективной форме.

Как представляется, под персонажем следует понимать оригинальный образ, созданный автором литературного, художественного или аудиовизуального произведения, при этом на практике возможны различные случаи возникновения персонажей. В случае если персонаж впервые появился в литературном или драматическом произведении, а в дальнейшем такое произведение было экранизировано, то автором персонажа должен признаваться автор исходного литературного или драматического произведения, например, Ян Флеминг в отношении героя своих книг Джеймса Бонда, А. Милн в отношении персонажей своих рассказов о Винни-Пухе, А.Н. Толстой в отношении героев своей книги "Золотой ключик", Э.Н. Успенский в отношении таких персонажей, как Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Матроскин и т.д.

В случае если оригинальный персонаж впервые появился в серии комиксов, аудиовизуальном произведении, мультимедийной игре и т.п., определение круга его создателей может оказаться достаточно затруднительным, не всегда однозначным и будет зависеть от специфики каждого конкретного случая.

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы "C" в окружности: C;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к статье 9

1. Возникновение авторских прав с момента создания произведения - краеугольный камень всей системы авторского права.
Норма первой фразы рассматриваемой статьи корреспондирует нормам п. 2 ст. 6, из которых следует, что авторское право распространяется на любые - как обнародованные, так и не обнародованные - произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, т.е. выражения в объективной форме.
2. Создание произведения как юридический факт, влекущий возникновение авторских прав, не является сделкой, а потому произведения могут создаваться малолетними и недееспособными гражданами.
3. Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время создания произведения.
Обычно точное время создания произведения не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения (см. также п. п. 4 и 5 комментария к ст. 6).
Вместе с тем в отношении авторов - иностранных граждан в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от времени первого обнародования, считается, что произведение было создано в момент обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Равным образом не учитывается и место создания необнародованного произведения.
4. Вторая фраза ч. 1 п. 1 данной статьи исключает возможность того, что какая-либо организация, административный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-то формальностей, касающихся произведения.
Закон исходит из того, что осуществление и защита авторских прав могут производиться без каких-либо формальностей.
5. Более подробный перечень таких формальностей содержится в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве. Эта конвенция упоминает о следующих формальностях: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства.
Пункт 4 ст. III Всемирной конвенции устанавливает, что не выпущенные в свет произведения также должны охраняться без каких-либо формальностей.
Эти конвенционные нормы применяются и на территории России.
6. Если же автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.
Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или филиалом РАО.
РАО берет плату за такую регистрацию. При этом выдается свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации.
Зарегистрированы могут быть как неопубликованные, так и опубликованные произведения и иные объекты интеллектуальной собственности. Правовое значение такой регистрации неясно, а потому нет оснований рекомендовать авторам и другим правообладателям прибегать к ней.
7. Наряду с указанной регистрацией РАО и его филиалы регистрируют произведения, которые исполняются публично, воспроизводятся в механической или иной записи, репродуцируются, т.е. подпадают под случаи коллективного управления имущественными авторскими правами (см. ст. 44 и комментарий к ней).
В этом случае регистрация произведений в РАО имеет функциональный, технический характер: она помогает поиску и идентификации произведений и их авторов. Такая регистрация не создает авторского права и не увеличивает объем этого права, но ее следует осуществлять в силу договоров, которые заключаются между авторами и РАО.
8. Примером государственной регистрации произведений может служить регистрация, осуществляемая Российским агентством по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РОС АПО).
В соответствии со ст. 13 Закона "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также с ведомственными правилами РОС АПО регистрирует программы для ЭВМ и базы данных.
Регистрация является добровольной; она может быть осуществлена в течение всего срока действия авторского права. Заявителю выдается свидетельство. Регистрация облагается государственной пошлиной.
Регистрация не создает авторского права и не расширяет объем существующего авторского права. После проведения регистрации договоры о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированный объект должны быть зарегистрированы в РОС АПО, а иные договоры об уступке имущественных прав могут быть зарегистрированы в РОС АПО.
9. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи посвящена знаку охраны авторского права (часто именуется "знак копирайт" или просто "копирайт" - от английского слова "copyright", что в переводе означает "авторское право").
10. Знак охраны авторского права впервые был введен в наше законодательство в связи с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве в 1973 году.
Эта конвенция предусматривает, что, если любая страна, входящая в конвенцию, требует выполнения каких-либо формальностей для возникновения или осуществления авторских прав, то все эти формальности считаются выполненными, если на произведении стоит знак охраны авторского права.
Проставление этого знака практически требовалось для обеспечения охраны произведений в США.
Именно поэтому в СССР появились различные ведомственные инструкции и даже государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторского права.
Но в 1989 году в связи со вступлением США в Бернскую конвенцию, которая запрещает требовать соблюдения каких бы то ни было формальностей, законодательство США было изменено и снабжение произведения знаком охраны перестало быть обязательным условием для авторско - правовой охраны произведения в США.
Таким образом, для российских произведений практически отпала опасность лишения их охраны по авторскому праву зарубежных стран в связи с отсутствием такого знака.
Тем не менее некоторые ведомственные инструкции и государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторских прав, в России продолжают действовать. Эти документы не имеют логического обоснования. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско - правовой охраны.
11. В Законе указывается, что знак охраны авторского права может помещать на экземплярах произведения обладатель исключительных авторских прав.
Эта форма сформулирована как рекомендательная: помещение такого знака - право, а не обязанность.
Кроме того, из этой нормы не может быть сделан вывод о том, что обладатель неисключительных авторских прав не может пользоваться знаком охраны. Последнее часто имеет место на практике.
Вообще пользование знаком охраны авторского права носит не правовой, а чисто информационный характер.
12. Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом.
Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.
13. Владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак охраны авторского права. В подобной ситуации проставление такого знака становится обязательным.
14. Сам знак охраны состоит из трех элементов: буквы C в окружности; имени (наименования) владельца авторского права; года первого опубликования произведения.
Буква "C" первоначально означала первую букву английского слова "copyright" - авторское право; теперь этот символ потерял связь с данным словом.
В качестве владельца авторских прав обычно указывается автор, реже - его наследник или правопреемник по договору. Часто в знаке охраны авторских прав фигурируют и владельцы неисключительных авторских прав.
Указание на год первой публикации произведения особенно важно для произведений иностранных авторов: год первой публикации часто позволяет установить, охраняется ли произведение авторским правом в России (см. комментарий к ст. 5).
15. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается презумпция того, что автором произведения является лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.
Имя автора может сопровождаться указанием на то, что это лицо является автором, например: "Автор - такой-то" или "Составил ("Разработал") - такой-то". Но обычно имя автора не сопровождается такими указаниями.
Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора.
16. Пункт 3 данной статьи относится к тем ситуациям, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом. В этих случаях при осуществлении и защите авторских прав издатель вправе выступать вместо автора. При этом он не должен предоставлять доверенность от автора или договор с ним, поскольку автор пожелал сохранить свое имя в тайне.
Иными словами, здесь мы имеем дело с законным представительством (п. 1 ст. 182 ГК).
17. Норма, содержащаяся в п. 3, должна распространяться по аналогии на любые обнародованные произведения.
Что касается "издателя", то под ним следует понимать любое лицо, которое впервые опубликовало произведение или обнародовало его. Второй и последующие "издатели" не могут пользоваться этим правом.
18. Указанное законное представительство не действует, если автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве. Такое заявление не обязательно должно быть публичным: автор может просто подписать авторский договор или вступить в гражданский процесс без широкого оповещения о своем авторстве. При этом для третьих лиц издатель будет продолжать оставаться законным представителем автора.
19. "Издатель" имеет право выступать в качестве законного представителя автора даже в том случае, когда авторство на произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом, становится широко известным, но самим автором не раскрыто.
Иными словами, решающее правовое значение имеет норма, содержащаяся во второй фразе п. 3 ст. 9 Закона.


Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,
Произведение – это система идей, мыслей и образов, выраженных в доступной для восприятия человеческими чувствами форме. Любое произведение должно отвечать двум критериям.
1. является результатом творческой деятельности.
2. быть выражено в объективной форме.
Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
Критерии творческой деятельности
Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.
Поскольку творчество - субъективный критерий, то творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства.
Охраняемые авторским правом произведения именуются "оригинальными". Это означает уникальность результата, его принципиальную неповторимость при параллельном творчестве разных лиц.
Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы. что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения.
При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и в частности идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты.
Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом. Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова.
В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 сентября 1999 г. N 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.
В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором, производные произведения
могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, имеет ли место производное произведение решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (пример, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала. Таким образом, производные произведения будут охраняться авторским правом при наличии достаточного творческого начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.
Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов, Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.
Каждое произведение обладает определенными достоинствами и назначением.
Достоинства произведения - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство.
Назначение произведения - это предполагаемый или фактический метод его использования либо сфера его использования. Назначение произведения определяется автором или иным правообладателем.
Авторское право в одинаковой степени охраняет любые произведения, независимо от достоинств и назначения.

Объективная форма выражения произведения.

Это способ фиксации творческого замысла автора, при котором произведение доступно для восприятия человеческими чувствами.
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
И естественно, "передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте". Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования.,
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»