Педагогическая техника и педагогическая технология. Педагогическая техника и ее виды

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Значительный вклад в развитие как педагогического мастерства, так и непосредственно педагогической техники, внесли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и особенностей поведения учителя, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносторонне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностями конкретных объективных и субъективных условий.

В современной «Педагогической энциклопедии» понятие педагогическая техника - трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая техника определяет различие методики преподавания учителей.

Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.С.Ма-каренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, можно выделить такие компоненты педагогической техники:

1. Умение одеваться, следить за своей внешностью.

2. Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.



3. Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

4. Умение владеть жестами и мимикой.

5. Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

6. Умение педагогического общения

Если внимательно проанализировать их, можно выделить две группы составляющих. Первая группа связана с умением руководить своим поведением, вторая - с умением повлиять на личность и коллектив.

Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них относят:

неумение поговорить с учащимся, его родителями;

неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;

неумение преодолеть неуверенность;

неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;

недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра­зительность, плохая дикция и т.п.

Например, возьмем начало урока: один учитель врывается в класс и не замечает учащихся, другой не может справиться со своим волнением и начать урок и т.п. Поэтому с целью своего, совершенствования педагог должен иметь в своем арсенале средств, форм и методов работы стандартные средства педагогической техники, которые апробированы и вытекают из педагогического опыта. Это даст возможность педагогу глубже, ярче, талантливее проявить себя и достичь успехов в воспитании. В тоже время «наличие «жестких» схем, моделей ни в коем случае не снимает необходимость размышлять. Но размышление на основе научных знаний и опыта существенно отличается от бесконечных киданий, шараханий, которые являются следствием педагогической беспомощности, а нередко и безграмотности»

К методам формирования педагогической техники относят:

Систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);

Систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;

Педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. Рассмотрим более подробно ос­новные компоненты педагогической техники.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

Что представляет собой педагогическая техника

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Её роль

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Введение

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика.

Педагогическая техника и ее виды

Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это — умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией — она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).

В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой— условие, необходимое для эффективной его работы.

Исходя из особенностей педагогической техники, как педагогического явления, выделяются две ее стороны: объективная, когда речь идет об общих приемах педагогической деятельности, свойственных всем руководителям, и субъективная (индивидуальная), когда рассматриваются умения и навыки конкретных людей пользоваться этими приемами. Иными словами, объективная область педагогической техники применительно к педагогической культуре представляет собой технику решения педагогических задач. Субъективная же (индивидуальная) проявляется в виде педагогических умений и навыков руководителя. В этом случае в ней можно выделить следующую структуру:

· приемы и способы организации профессионального обучения, различных воспитательных мероприятий;

· специфические элементы взаимодействия с подчиненными, такие, например, как постановка голоса, тон обращений, стиль и культура речи, жесты, мимика и др. К этой же группе элементов педагогической техники следует отнести индивидуальный эмоциональный стиль, демонстрируемый в процессе педагогического взаимодействия, и способность к принятию рискованных педагогических решений и др.;

· технология изучения и учета личных качеств отдельных сотрудников и психологических проявлений групповой психологии, использование в воспитательных целях создаваемых педагогических ситуаций, групповых процессов;

· приемы и способы использования современных информационных технологий для решения задач профессионального обучения и воспитания;

· способы и приемы педагогического учета и контроля эффективности решения педагогических задач, результатов различных мероприятий воспитательной работы, отношения сотрудников к исполнению возложенных на них профессиональных обязанностей.

Основной сущностной характеристикой педагогической техники, как области знаний, является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкования представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение. В психолого-педагогической литературе он рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие» и «операция». Их взаимозависимость В.К. Бабанский описывает так: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом». Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием можно рассматривать как способ выполнения действия посредством определенных операций. В то же время приемом может являться и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «умение», определяющая уже практический уровень проявления педагогической техники. Под умением понимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором наиболее эффективных приемов, с учетом определенных условий.

Педагогическая техника как педагогическое явление имеет свою сферу функционирования. Ее можно определить с опорой на общепринятое в педагогике понимание психологической структуры педагогической деятельности руководителя как взаимосвязи, системы и последовательности его действий, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач. Сферу функционирования педагогической техники, например воспитания сотрудников, правомерно определить на основе условно выделенных этапов педагогической деятельности руководителя, т.е. в зависимости от этапов решения педагогических задач, наличия педагогического взаимодействия. Таких этапов три.

1) Этап подготовки к предстоящему решению педагогических задач, предполагающий моделирование взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса. На этом этапе правомерно говорить о технике подготовки к проведению профессионального обучения и воспитательным мероприятиям.

2) Этап непосредственного решения педагогических задач. Здесь речь идет о технике обучения, воспитания, общения и т.д.

3) Этап анализа результатов реализации педагогических решений. На этом этапе можно выделить технику анализа результатов решения педагогических задач, личного взаимодействия и др.

Педагогическая техника руководителя реализуется в процессе его профессиональной деятельности, отражает ее особенности, но не подменяет содержания. Она носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется сквозь призму личности руководителя и эффективна только тогда, когда он творчески подходит к профессиональному обучению и воспитанию различных категорий сотрудников. Вместе с тем она тесно связана и зависит от личностных качеств самого руководителя, его мышления, знаний и стиля поведения.

1. Педагогическая техника обеспечивает реализацию целей и задач, связанных с профессиональной подготовкой конкретного специалиста. Профессиональные приемы в этом случае имеют целевую направленность на высокий результат в профессиональной подготовке сотрудников.

2. В процессе воспитания используются специфические группы приемов педагогической техники, обусловленные особенностями функционирования учреждения, организации, фирмы. В их число входят приемы психологической подготовки, развития интеллектуальных и физических качеств и др.

3. Регламентированное корпоративными правилами и нормативными документами право использования соответствующих приемов - распоряжений, указаний, поощрения и наказания.

4. Служебная обязанность руководителя - применять к сотрудникам, не выполняющим свои служебные обязанности, адекватные воспитательные воздействия. Руководитель наделен полномочиями старшего по отношению ко всем сотрудникам, поэтому отвечает не только за качество организации профессионального обучения и воспитания, но и за все, что происходит в результате их проведения.

5. Инструментовка приемов педагогического взаимодействия с сотрудниками с учетом восприятия их взрослыми людьми - субъектами педагогической деятельности. Субъект-субъектный характер отношений руководителя с подчиненными сотрудниками требует от него искусного владения приемами педагогического такта, проявления уважительно-доверительного отношения к ним.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

Владение своим организмом (мимика, пантомимика);

Управление эмоциями, настроением;

Социально - перцептивные способности;

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям. Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения; самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ј - Ѕ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос — основное выразительное средство устной речи педагога,которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение кнам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фона-ционного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.

Овладеть техникой речи — значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произно-шение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох.

Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция — это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе. Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические и неорганические, связанные с вялостью артикуляционного аппарата, нечетким произнесением согласных.

Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос ставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.

Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых — отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата. Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают, специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая.

Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким, звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание прежде всего на освобождение его от напряжения, совершенствование его лучших качеств. Существует глубинная связь между голосом и телом, поэтому в основе работы над голосом должно лежать речевое общение.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

Заключение

Педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это — приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Список литературы

1. Богуславский В., Чесноков Н. Содержание, организация и методика проведения воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2005. - № 4.

2. Калюжный А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части // Ориентир. - 2006. - № 8.

3. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. - Академия, 2007 г., 336 стр.

4. Окунев А. А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования. - Скифия, 2006 г., 464 стр.

5. Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. - Перспектива, 2007 г., 120 стр.

6. Степанов П. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. - 2006 г., 64 стр.

7. Юрченко Ю. Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении // Ориентир. - 2006. - № 7.

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит не только от знания учителем излагаемого материала, но и от умения эту информацию преподнести. Педагогическая техника - это важнейший компонент мастерства преподавателя, позволяющий ему развиваться и совершенствоваться в своей профессии. Чтобы понять всю суть данного понятия, необходимо рассмотреть его более подробно.

Что такое педагогическая техника

Впервые данный термин появился в учебниках по педагогике и дидактике в начале прошлого века. С тех пор его исследованием занималось и продолжает заниматься множество ученых, которые так и не пришли к единому мнению по поводу точной трактовки этого явления. Но если объединить все труды великих педагогов, то можно сделать обобщенный вывод.

Так, педагогическая техника представляет собой тот набор средств, приемов и методов, который помогает преподавателю наладить контакт с воспитанниками и грамотно изложить информационный материал. Выражаться она может практически во всем, что делает учитель: в том, как он читает лекцию, как расставляет необходимые смысловые акценты, как привлекает внимание аудитории, настраивает ее на рабочий лад.

Педагогическая техника - это в какой-то мере стиль преподавания. Он основывается на определенных правилах, моральных нормах, которыми должен руководствоваться учитель. Однако в то же время у каждого педагога этот стиль индивидуален.

Компоненты педагогической техники

Первым преподавателем, попытавшимся описать структуру рассматриваемого нами понятия, стал А. С. Макаренко. Этот человек вошел в учебную литературу по дидактике как величайший педагог своего времени. Конечно, спустя годы у него появились последователи, и таких было немало. Сейчас же, по итогам накопленного опыта, выделяют следующие компоненты такого понятия, как педагогическая техника:

  • Перцептивные способности, выражающиеся в развитости памяти, воображения и наблюдательности.
  • проявляющиеся в умении налаживать контакт с аудиторией.
  • Внешний вид педагога (ухоженность, а также общий стиль).
  • Умение использовать вербальные (богатство словарного запаса, техническая грамотность) и невербальные (дикция, интонация и смысловые акценты)
  • К педагогической технике относится также способность управлять собой (контролировать походку, жесты, мимику, осанку).

Каждый из этих компонентов играет важную роль в учебном процессе, однако отдельно мы остановимся только на двух из них: внешнем виде преподавателя и его умении использовать вербальные и

Преподаватель и его внешний вид

Как говорится, человека всегда встречают по одежке, а провожают по уму. Данная пословица верна, с какой стороны на нее ни глянь. И в она играет свою роль. Ведь учитель - это не просто ходячая энциклопедия. В первую очередь это личность, которая передает опыт и знания своим воспитанникам. И для того чтобы ученики воспринимали преподавателя как авторитет, он должен выглядеть солидно, вызывая уважение.

Первое, что раскрывает сущность педагогической техники - это одежда. Она должна быть удобной, чтобы не сковывать движений преподавателя и не мешать ему выполнять основные технологические операции: передвигаться по аудитории, писать на доске и т. д. Кроме того, педагогу желательно подбирать гардероб в сдержанном, классическом стиле. В противном случае учащиеся будут отвлекаться на облик преподавателя, что воспрепятствует усвоению материала.

В гармонии с одеждой должны находиться и другие составляющие стиля педагога: прическа, макияж, аксессуары. Безупречно подобранные детали образа преподавателя станут отличным примером для учеников, разовьют у них вкус, а также вызовут симпатию и уважение к своему учителю.

Управление педагога своей речью

Вернемся снова к нашей пословице, толкующей, что ум является второй характеристикой, по которой нас оценивают. А так как педагогическая техника - это в первую очередь устное мастерство, преподавателю очень важно уметь корректно излагать свои мысли. Для этого учителю необходимо:

  • быть технически грамотным в материале, который он объясняет своим воспитанникам;
  • соблюдать правильность произношения текста;
  • излагать информацию в максимально простой и доступной форме;
  • украшать свою речь эпитетами и метафорами;
  • владеть богатым словарным запасом и хорошей дикцией;
  • правильно расставлять паузы и смысловые ударения.

Особое внимание стоит уделить последнему пункту. Паузы необходимы для того, чтобы привлечь внимание слушателей и дать им время на осмысление сказанного. Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги. Смысловые ударения же делаются в тексте для создания акцента на определенных моментах. С них можно начинать совершенствование педагогической техники учителя. Обычно ударения проявляются некоторым повышением громкости голоса преподавателя или изменением его тона. Например, смысловая нагрузка может делаться при зачитывании какого-либо термина.

Основные ошибки в педагогической технике

Недостаточное овладение мастерством преподавания приводит к снижению эффективности процесса обучения. Как правило, это вызвано такими ошибками в формировании педагогической техники:

  • монотонная, слишком быстрая речь без смысловых акцентов;
  • неумение регулировать свое психологическое и эмоциональное состояние (преодолевать гнев, волнение и т. д.);
  • отсутствие коммуникативных навыков, что мешает налаживанию контакта между педагогом и его учениками;
  • скудное использование жестов и мимики.

Приемы педагогической техники

Для того чтобы интересно и продуктивно провести урок, учителю недостаточно быть теоретически подготовленным к нему. Разнообразную подачу информации обеспечивают приемы педагогической техники. Они представляют собой методики, описывающие, каким образом и в какой форме лучше преподнести учащимся тот или иной материал. Известный в наши дни педагог Анатолий Гин представил миру книгу с описанием приемов педагогической техники. Их существует огромное количество, поэтому мы рассмотрим самые основные, так сказать, вкратце.

Организационные моменты

Чтобы настроить учащихся на рабочую обстановку, их необходимо слегка приободрить. Для этого в начале урока используются такие приемы:

  • Общение с аудиторией в немного шуточной манере. Это вызовет расположение группы к преподавателю и разовьет интерес к предстоящей теме.
  • Использование в качестве примера фантастических героев. Неважно, что это будет - человек или необычное растение, главное, чтобы учащиеся захотели включиться в урок.

Вводный опрос

Лучший способ начать новую тему - плавно перейти к ней от предыдущей. Все педагогические техники и технологии подразумевают, что фрагменты материала, изучаемые на уроках, должны быть взаимосвязаны между собой. Но для начала желательно провести небольшую разминку в виде:

  • небольшого опроса;
  • интеллектуальных соревнований.

Опрос можно провести в игровой форме. Например, преподаватель зачитывает утверждения, а ученикам предлагается определить, какое из них является ошибочным. Или же создается подобие известных интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Поле чудес»).

Усвоение нового материала

Известно, что в ходе проведения лекции учащимися запоминается только малая часть услышанной информации. Поэтому преподаватель может применить дополнительные методы для лучшего усвоения изложенного материала:

  • самостоятельное составление каждым из учащихся;
  • подготовка перечня вопросов по теме лекции.

Это разовьет у учеников умение выделять главное среди большого объема информации. Кроме того, таким образом пройденная тема лучше закрепится в памяти.

Отработка полученных знаний

В данном случае больше проявляется ученическая активность, чем педагогическая. Техники СРС (самостоятельной работы студентов) используются во многих вузах для повышения эффективности образовательного процесса. Здесь уже идет речь о практическом применении теоретических знаний. Преподаватель может предложить учащимся любой из следующих вариантов работ:

  • создание небольшого проекта;
  • самостоятельное исследование;
  • решение задач;
  • выполнение упражнений на нахождение ошибок.

Из всего, что было сказано в данной статье, осталось только сделать логичные выводы. Бесспорно, педагогическая техника - это важный и неизменный компонент процесса обучения. На ее основе происходит преподавателя, без которого невозможно представить эффективную деятельность воспитателя и наставника.

Этот модуль также занимает важное место в формировании педагогического мастерства учителя. Рассмотрим некоторые компоненты педагогической техники: 1. Внешность учителя. С позиций педагогической техники внешность учителя включает в себя и одежду, и обувь, и прическу, и другие атрибуты внешности (украшения, макияж и др.). Таким образом, согласование компонентов одежды и артефактов, его дополняют, создает своеобразный ансамбль, который и называют внешностью.

В древности, когда только возникали элементы одежды, они удовлетворяли в основном утилитарные потребности человека. С развитием общества, а особенно в наше время, одежда отражает эстетические идеалы не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Рассматривая человека с позиций диалектической закономерности единства содержания и формы, можно говорить, что одежда, внешность вообще является средством выражения его содержания через форму. Такое проявление единства содержания и формы касается всех людей, а педагогов в первую очередь.

Одежда учителя, другие компоненты его внешности являются теми атрибутами, которые призваны гармонично дополнять его профессиональную деятельность. Все это должно быть подчинено решению тех или иных педагогических задач. Внешность должна быть "поставлена на службу" педагогической деятельности. При этом речь не идет о введении своеобразной униформы для учителей. Но не стоит прибегать к стилевых извращений, не доводить те или иные компоненты внешности к уродству. Ведь уже своей внешностью педагог влияет на настроения и чувства воспитанников, способствует формированию у них компонентов нравственно-эстетической культуры. Учитель идет в школу работать, поэтому его костюм, кроме эстетической выразительности, должна быть удобной для выполнения необходимых педагогических операций: писать на доске, работать с демонстрационным или лабораторным оборудованием, наклоняться, ходить между рядами парт и тому подобное.

Сочетание стиля моды, эстетической выразительности, удобства - вот ведущие критерии одежды и обуви учителя.

AC Макаренко неоднократно обращал внимание на место и роль внешности педагога в воспитании. "Я должен быть эстетически выразительным, - говорил Антон Семенович, - потому я ни разу не вышел из неочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по мере сил и возможности, конечно. Я тоже должен быть таким радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальное лицо. Даже когда у меня были неприятности, когда я болен, я должен уметь не проявлять этого перед детьми ".

В другом месте Антон Семенович замечает: "Нужна маленькая монография на такую тему, как влияние одежды учителя характер учеников, влияние мимики учителя на воспитание характера ученика".

С сожалением приходится констатировать, что часть учителей появляется перед воспитанниками, выходит на "педагогическую сцену», не заботясь о своей внешности. Это или халатность, необходимость в одежде, внешности вообще, или с целью показать "последний крик моды", что негативно влияет на воспитанников: помятый одежду, нечищеное обувь, грязная рубашка, оторванная пуговица, небритое лицо, яркий макияж, чрезмерная бижутерия и др. Для каждого учителя определяющим кредо должны быть слова русского писателя А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Одежда конкретного педагога должна соответствовать его морально-этическим взглядам, быть выдержанным, красивым, простым, выразительным и опрятным. Цвет, фактура, дополнения (пуговицы, пряжки и т.д.) также должны подчеркивать красоту, простоту, элегантность и скромность. Все это положительно влияет на настроение учеников, дисциплинирует их, способствует формированию чувства меры, не отвлекает внимания от учебных занятий.

Учителю нужно также заботиться, чтобы обувь была удобной, в меру элегантным и аккуратным. Поскольку ему приходится проводить уроки в классе преимущественно стоя, то требования к удобству обуви с точки зрения гигиены не имеют оставаться только благими пожеланиями. Ботинки на высоких каблуках, необычных модели и цвета, с дополнительными украшениями, со скрипом отвлекаться внимание учащихся от учебного труда и даже раздражать. Следовательно, и здесь необходимо чувство меры.

Для учителя-мужчины вопрос одежды решается значительно проще: два-три костюма умеренных тонов классического покроя, светлые рубашки, несколько галстуков и тому подобное. Нужно только беспокоиться, чтобы костюмы и рубашки были чистыми, выглаженными, а галстуки гармонировали с их цветом. Учитель-мужчина должен быть всегда аккуратно подстриженный, причесанный, выбритый. Ношение бороды и усов определяется чувством меры, особенностями строения лица и др.

Несколько сложнее учителям-женщинам. Но и здесь на первом плане должно были чувство меры, простота, умный подбор удачных ансамблей из различных элементов одежды. Учительнице следует воздерживаться от желания очень часто менять костюмы и платья, ежедневно создавать какие-то новые ансамбли в одежде. Во-первых, это может вызвать подозрение в ее недостаточной скромности. Во-вторых, такие действия учительницы могут привести к сосредоточению внимания учеников не на содержании учебного материала, а на "изучении" ее одежды.

Иногда педагогу, особенно в сельской местности, приходится работать в несколько осложненных бытовых условиях: пешком издалека добираться до школы, ходить в неблагоприятную погоду по грунтовой дороге. Поэтому приходится одевать теплую одежду, из обуви отдавать предпочтение старым ботинкам, сапогам или валенкам. В таких случаях в школе в специально отведенном месте учитель должен держать одежду и обувь, чтобы переодеться и переобуться.

Однако педагогу недостаточно быть осведомленным с общими требованиями к своему внешнему виду. Важно постоянно работать по определенной системе над формированием у себя соответствующих умений и навыков.

Учитель собирается на урок. Через 2-3 минуты звонок, после которого он включиться в сложный учебно-воспитательный процесс. Это своеобразный выход на сцену для исполнения ответственных педагогических действий. Здесь и нужна привычка: осмотреть себя перед зеркалом, позаботиться о "мелочи" - прическу, галстук, носовой платок и др. Последняя также должна быть чистой, правильно составленной (а не скомканной), располагаться в левом наружном кармане. Если нет кармана - в сумке, папке. Почему именно в левом кармане? Во-первых, это помогает сформировать привычку. Когда надо воспользоваться платком, не тратится время на ее поиски, а не отворачивается внимание учеников. Во-вторых, учитель, как правило, пишет на доске правой рукой. Если по завершении работы необходимо вытереть пальцы от мела, то удобнее и привычно достать платок левой рукой.

Для формирования умений и навыков слежения за своим внешним видом молодому учителю целесообразно придерживаться следующих требований и правил:

1. В зависимости от расписания занятий в школе составьте ориентировочный распорядок дня, зафиксируйте на листе бумаги и поместите на видном месте. Выделите время для ухода за собой, в том числе за одеждой, дополнениями к нему. Ежедневно карандашом отмечайте, сколько минут потрачено на ту или иную процедуру. Если в один из дней не хватило времени на это - поставьте на листе "0". Такой самоконтроль поможет вам выработать привычку следить за своей внешностью. Кроме того, это избавит вас от постоянного суетливого сбора на работу, опасения опоздать. Через некоторое время лист с напоминанием об уходе за одеждой можно будет снять.

2. Периодически просматривайте специальные книги и журналы для ознакомления с направлениями развития моды, заботьтесь о восстановлении своего гардероба.

3. Исходя из дома, обязательно осмотрите себя перед зеркалом.

4. Вы одели новый костюм или платье. Стоит проверить, насколько удобно будет вам работать в нем (ней) в классе. Перед зеркалом присядьте, поднимите вверх правую руку (пишете мелом на доске), затем обе руки (развешиваете таблицы), вернитесь справа, слева, сядьте на стул.

5. Добираясь на работу (пешком, автобусом, трамваем, троллейбусом, метро) следите, чтобы не испачкать одежды; не помять его, не остаться без пуговиц и тому подобное.

6. Вы пришли в школу. В гардеробе или учительской комнате осмотрите себя перед зеркалом, в случае необходимости перевзуйтеся, поправьте прическу и тому подобное. Оцените себя с позиций учащихся класса и своих коллег. Произнесите про себя: "Я готова (готов) к выходу".

7. Перед каждым следующим уроком снова посмотрите на себя в зеркало. При этом то и дело говорите себе: "И снова выход. Я готова (готов)".

8. Анализируйте с позиций педагогических требований одежду, внешний вид разных людей: своих коллег, товарищей, случайных прохожих на улице, киноактеров, артистов на спектаклях, на концертах, дикторов телевидения. Это будет способствовать формированию у вас умений анализа и самоанализа.

9. Наблюдайте, как ваши друзья, коллеги, ученики реагируют на ваш внешний вид, делайте соответствующие выводы.

Кроме общения с учениками в классе, вообще в пределах школы, учителю приходится вместе с ними участвовать в спортивных соревнованиях, туристических походах, общественно полезном труде и т. В каждом конкретном случае он должен подбирать одежду в соответствии с выполняемыми в этот момент профессиональных функций. Простота, скромность, адекватность определенной деятельности и здесь должны приниматься учителем за основу.

2. Владение своим телом. Владения телом является внешним проявлением педагогической техники. Учитель должен овладеть профессиональными умениями использовать свое тело (осанку, умение ходить, стоять, сидеть) как проявление педагогического мастерства.

Недостаточный уровень сформированности этого умения у учителя часто негативно влияет на организованность воспитанников. Вот лишь один пример поведения учителя в этом контексте.

Ученики 10-го класса после звонка на урок географии заняли свои места за партами. Ждут. Прошло две минуты. Открываются двери. Появляется фигура учителя: сначала голова, потом туловище; обе руки заняты (тетради, книги, под мышкой - географическая карта) С.Т. пытается закрыть за собой дверь; книги выпадают из рук, а за ними и карта. Учитель пытается поймать книги, но они рассыпаются по полу. Учеников разбирает смех. Два ученика вскочили с места и пытаются помочь. Наконец все собрали, кое-как разложили на столе. С.Т., несмотря на учеников, формально и поспешно говорит "Добрый день". Пиджак расстегнут, галстук сдвинулась в сторону. Наконец педагог овладел собой. Сел на стул, но он оказался шатким. Встал, рукой попытался стул на устойчивость и таки заменил его на другой. (Хорошо, что в классе был запасной стул). Ученики равнодушно смотрели на действия учителя. Наконец спросили: "Сергей Трофимович, а карту вешать на доску?" "Нет, нет, не надо, - ответил С.Т. - Потом повесим". Уже прошло пять минут урока.

Подобное поведение учителя не имеет ничего общего с проявлениями педагогического мастерства, является свидетельством того, что он не владеет техникой управления своим телом. Тело учителя должна работать на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Если театр, по словам Л.С. Станиславского, начинается с вешалки, то урок должен начинаться с того, как учитель заходит в класс. В соответствии с требованиями педагогической культуры учитель перед тем, как зайти в классную комнату, имеет на минуту остановиться перед дверью, расправить плечи (по выражению К. С. Станиславского, "Плечи на кол!"), Выпрямить все тело, придав ему вид уверенности; портфель, папку или другие материалы необходимо держать в правой руке левой рукой открыть дверь; переступив порог классной комнаты, закрыть дверь левой рукой, держа ее за спиной, и, повернувшись лицом к ученикам, уверенной походкой пройти к рабочему месту (стола); остановиться у стола и сосредоточить внимание на учащихся, тем самым психологически организуя их и мобилизовуючы на деятельность (ученики имеют встать навстречу в знак приветствия). Учителю уместно выражением лица, улыбкой продемонстрировать удовольствие встречи с воспитанниками. Он вежливо поздороваться с учениками, предложить сесть на свои места.

В ходе урока учитель должен постоянно управлять своим телом в зависимости от вида работы. Во время объяснения нового учебного материала педагогу надо находиться "в кругу внимания" (рабочий стол, классная доска, демонстрационный стол), чтобы иметь возможность удерживать внимание школьников. Не стоит забывать, что внимание, по выражению К.Д. Ушинского, - это своеобразные психологические ворота, через которые знания попадают в память. Поэтому ходить по классной комнате никак нельзя: внимание учеников приобретает форму маятника, рассеивается, снижает эффективность умственного труда.

Во время выполнения учениками самостоятельных учебных заданий учитель может сидеть за своим рабочим столом, ходить между партами и контролировать учебный труд воспитанников, помогать отдельным ученикам индивидуально (склониться над рабочим местом ученика), не отвлекая других учеников от работы. Когда ученики вовлечены в фронтальной работы - часть их работает за партами, а отдельные - у доски, - учитель выбирает такое место в классе, чтобы все ученики находились в кругу его внимания.

В ходе урока в зависимости от видов учебной работы учитель может воспользоваться стулом. Но и здесь надо соблюдать определенные элементов педагогической техники. Стоит учитывать на то, что воспитанники подвержены разнообразным выходок в отношениях между собой и с учителями. Вот несколько примеров таких ситуаций.

Молодая учительница биологии зашла в классную комнату на урок. Прошла к столу, раскрыла классный журнал и уверенно села на стул. И вдруг под ней послышался сильный взрыв. Учительница резко вскочила со стула и, не оглядываясь, выбежала из класса. В классе взорвался веселый смех. Один мальчик подошел к стулу, поднял с него остатки "взрывчатого вещества" и сообщил: "Да тут Нина Степановна раздавила только маленький шарик, вот оно и бахнуло". К концу урока учительница так и не вернулась в класс. После уроков в классе был разбор инцидента с участием классного руководителя и директора школы. Два мальчика признались, что таким образом решили пошутить с Ниной Степановной.

Бывают и безвинные случаи.

Учительница 2-го класса пришла на первый урок после выходного дня. Поздоровалась с учениками. Попросила открыть тетради с языка, записать дату, которая была написана на доске. Приступили к работе над словарным диктантом. Продолжая диктовать отдельные слова, Т.Г. решила присесть на стул. Вдруг стул под ней разломился и учительница оказалась под столом в неудобной позе. Дети испуганно смотрели, как Т. выбиралась из-под стола. Учительница успокоила учеников. Продолжили работать над словарным диктантом. После урока Т.Г. рассказала своим коллегам о оказии, которая с ней случилась. Смеялись искренне. Коллега, учительница 4-го класса, успокоила Т.Г. В минувшую субботу в помещении 2-го класса проводились собрания родителей учеников 4-го класса. Именно тогда одна мама, которая не помещалась за партой, села на тот стул и прилично надломила его. Так и оставили его у стола учительницы.

Итак, перед тем, как сесть на стул, необходимо незаметными движениями проверить его надежность, чтобы не попасть в подобную переделку (может быть сломана ножка стула, сиденья загрязненный мелом или краской или залито водой и т.п.); отставить стул от стола на нужное расстояние, чтобы свободно сидеть за столом, а также подниматься, снова садиться, не двигая стула с места на место. Сидя на стуле, стоит придерживаться правильной осанки (образец для учеников!) сиденья стула занимать полностью (свидетельство уверенности в себе).

Давая ученикам объяснение содержания и методики выполнения домашнего задания, учитель должен находиться "в кругу внимания", контролировать деятельность всех учеников.

Двигаясь между рядами парт или столов с целью предоставления учащимся помощи, контроля за выполнением ими самостоятельных задач, надо делать это спокойно, не отвлекать внимание учащихся стуком каблуков или другими раздражителями.

Слушая монологические рассказы учеников, учитель должен занять в классе удобное место, чтобы держать в кругу своего внимания ученика, который рассказывает, и весь коллектив класса. К тому же вне педагога, даже осанка головы (утвердительные кивки), дополнена определенными жестами, имеют выражать интерес тем, о чем рассказывает ученик, хоть это и не несет для учителя новой информации. Но здесь нужно немножко играть. Учитель всегда должен играть свою роль в сложном педагогическом действе.

В системе формирования умений владеть своим телом следует придерживаться определенных правил. В частности:

1. Учитывайте особенности своего тела, его преимущества и недостатки. Стремитесь к исправления последних.

2. Ведите себя естественно, но ваша естественность должна служить педагогической деле.

3. Заходите в классную комнату уверенно, смело, твердой походкой.

4. Все движения должны быть пластичными, экономными.

5. Во время объяснения нового учебного материала находитесь в "круге внимания" (в пределах рабочего стола, доски) не ходите по классной комнате, не уподобляйтесь "маятнику, что говорит".

6. При выполнении учащимися самостоятельных учебных задач ходите между партами, плавно переступая с ноги на ногу, следите за работой учащихся, помогайте им в случае необходимости.

7. Когда отдельные ученики работают у доски, выбирайте место, чтобы видеть всех учеников и контролировать работу тех, кто выполняет задание на доске.

8. Объясняя учебный материал с использованием доски, делайте на ней аккуратные записи, вытирая лишнее.

9. Правильно пользуйтесь указкой, когда демонстрируете записи на доске или наглядные пособия (таблицы). Стойте слева от доски, держа указку в правой руке.

10. Наглядные пособия располагайте так, чтобы они не мешали работать на доске.

11. Задавая домашнее задание, находитесь в "круге внимания"

12. В завершение урока вернитесь в "круг внимания", сообщите о конце работы. Ученики при этом должны подняться с рабочих мест, выражая этим благодарность учителю. Педагог должен уверенно выйти из класса, и только после этого из классной комнаты могут выходить ученики.

13. Вне классной комнаты (в коридорах, актовом зале, столовой и т.д.) учитель также должен следить за своим телом: быть подтянутым, походка уверенная, сбалансированная.

В непосредственной связи с техникой владения своим телом находится еще одно необходимое условие успешности профессиональной деятельности. Это психофизиологическое самочувствие педагога, которое имеет две стороны - внешний (физический) и внутренний (психический). Оба они являются существенными. Относительно актеров известный российский режиссер К.С Станиславский писал: "... для творческого самочувствия и для собственно чувства важны не только душевные, но и телесные свойства, способности, состояния артиста, необходимые для творчества. Ими проникнуты все творческие данные артиста, его физическое аппарат воплощения: голос, мимика, дикция, речь, пластика, выразительные движения, походка и др. Они должны быть яркими, красочными, чрезвычайно чувствительными, чуткими, обаятельными, имеют рабски подчиняться велению внутреннего чувства. Такое физическое подчинение духовной жизни артиста создает телесное творческое самочувствия, которое находится в полном соответствии с внутренним творческим самочувствием ".

Деятельность педагога - физическая и психическая - во многом зависит от физической свободы, состояния мышц. В процессе профессиональной деятельности часто препятствием становятся мышечные зажимы. Физическая (или мышечная) свобода педагога зависит от правильного распределения мышечной энергии.

Мышечная свобода - это такое состояние организма, при котором для определенного положения или для движения расходуется столько мышечных усилий, сколько это положение или движение требуют. Способность целесообразно распределять мышечную энергию - главное условие проявления пластичности тела человека. Это закон психофизической деятельности человека. Лицо, которое занимается публичной деятельностью (а учитель по своей профессиональной сущности вызван на педагогический подиум перед общественностью людей), не всегда может подчинить свою физическую поведение этом главному закону. Нередко ее сковывает "мышечный панцирь", "мышечные зажимы". Они тормозят психическую деятельность человека. Надо научиться снимать "мышечные зажимы", высвобождаться из-под "мышечного панциря", уметь оценивать свое состояние, мобилизовать свои физические возможности. В сфере спортивной деятельности общего потребления получили такие термины: "психическая готовность", "мобилизационная готовность", "предстартовая лихорадка", "боевое состояние" и др.

К.С. Станиславский так описывал взаимозависимость между физическим состоянием человека и его психической деятельностью: "Хотите убедиться, как физическое напряжение парализует нашу деятельность, активность, как напряжение мышц сковывает психическую жизнь человека? Давайте проведем опыт: вот там на сцене стоит рояль; попробуйте поднять его.

Ученики с большим физическим напряжением поочередно поднимали угол тяжелого рояля. Умножьте скорей, пока держите рояль, 37 х 91 ... Не в состоянии? Ну тогда вспомните все магазины на нашей улице... И это не в состоянии... Попробуйте почувствовать вкус солянки с почками...

Чтобы ответить на мои вопросы, вам понадобилось опустить тяжелый рояль, расслабить мышцы и только после этого окунуться в припоминания. Ли показывает это, что мышечное напряжение мешает внутренней работе? Пока существует физическое напряжение - не может быть и речи о правильном, изящное чувства и нормальное душевной жизни. Поэтому прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия.

Но не только сильный мышечный спазм нарушает правильную работу. Даже мизерные напряжения в каком-то одном месте, не сразу отыщешь в себе, может парализовать творчество ".

Как отмечает исследователь В.Ц. Абрамян, когда речь идет о мышечной свободу, имеют в виду прежде всего целесообразен распределение мышечного напряжения, которое создает оптимальные условия для включения всего двигательного аппарата в действие согласно главным законом пластики. Известно, что когда учитель проводит подряд 3-4 урока, он испытывает значительную физическую усталость, потому что во время занятий находился под прессом "мышечного панциря". Отсутствие мышечной свободы педагога может выражаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его не должно быть; во-вторых, в чрезмерном напряжении тех мышц, участие которых в определенной степени необходима для конкретного физического действия. Надо учитывать и то, что когда учитель в процессе педагогической деятельности тратит много физической энергии, то его психические возможности не имеют оптимальных условий для их реализации.

Процесс освобождения от излишнего мышечного напряжения должно происходить в следующей последовательности:

1-й этап - сознательное волевое усилие, направленное на высвобождение мышц от лишнего напряжения;

2-й этап - сознательное волевое усилие, направленное на овладение заданным объектом внимания;

3-й этап - превращение непроизвольного внимания на произвольную, на захват и возникновения чувства внутренней свободы;

4-й этап - ощущение определенной свободы (самопроизвольное исчезновение остатков мышечной несвободы во внешних, так и внутренних органах).

Таким образом, вопросы владения учителем своим телом является важным фактором формирования профессионального мастерства. Можно только сожалеть, что в процессе подготовки учителей-воспитателей в педагогических учебных заведениях мало внимания уделяется вопросам педагогической техники, как одного из условий становления педагогического мастерства. Каждому учителю, который стремится подняться до уровня проявления педагогического мастерства, необходимо самостоятельно работать над вопросами педагогической техники, в частности владения своим телом.

Приведем пример специальных упражнений, направленных на освобождение тела от мышечных зажимов, предоставление ему ощущение физической свободы.

Упражнение 1. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча (3-4 сек.). Не забудьте при этом мысленно повторять: "Я хочу быть сильным, крепким, мои мышцы сильно напряжены". А теперь расслабьтесь: руки падают вниз, осуществляя маятниковые движения.

Упражнение 2. Направленная на релаксацию (от лат. Relaxatio - облегчение, расслабление) - общее состояние покоя, расслабления перед сном, после напряженной работы. "Вне" и "маска" релаксации: сядьте в позу отдыха, разместитесь удобно и свободно, не застывая в начальной позе, чувствуя себя непринужденно (вызовите впечатление приятного отдыха после длительной прогулки). Облокотившись на спинку кресла, ноги слегка разведите и согните в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться.

Для расслабления мышц лица выполните "маску" релаксации. Легко опустите веки, язык легко приложите к корням верхних зубов изнутри (произнесения звука "Т"). Подаете себе команды:

Расслабь лоб, брови - правую, левую;

Мягко опусти века - правую, левую;

Расслабь щеки - правую, левую;

Челюсти расслаблены, нижняя свободно опущена вниз;

Расслабь губы - верхнюю, нижнюю;

Расслабь мышцы шеи - голова откинута назад;

Расслабь плечи - плечи опускаются;

Расслабь руки - правую, левую;

Расслабь живот - он мягкий;

Расслабь ноги - правую, левую.

Дышите свободно, спокойно, медленно, ровно. Вы отдыхаете. Медленно повторяйте круг команд, проверяя, не забыли ли вы где-нибудь "зажимы".

В момент расслабления представьте (воспроизведите) картину отдыха (вы отдыхаете на пляже).

Отдохнув 2-3 минуты, выходите из состояния расслабления: потянитесь, сядьте прямо. Энергично подаете команду "сплетите пальцы рук перед собой! Выверни кисти ладонями наверх. С полным вдыханием воздуха подними руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опусти руки!"

Упражнение повторяйте 2-3 раза.

Упражнение 3. На формирование правильной осанки. Зсутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Затем, будто подняв свое тело (плечи, грудь), откиньте его назад и вниз, "наденьте его на позвоночник", как пальто на вешалку. Спина стала прочной, прямой, а руки, шея, плечи - свободными, легкими. Упражнение повторите 3-4 раза.

Упражнение 4. Во исполнение умышленных действий:

4.1. Сидите:

Чтобы отдохнуть;

Чтобы следить за работой учащихся у доски;

Чтобы слушать музыку;

Чтобы разглядеть интересный журнал;

4.2. Ходите:

Чтобы успокоить себя;

Чтобы отдохнуть;

Чтобы дождаться, когда ученики выйдут из класса;

4.3. Стоите:

Чтобы дисциплинировать учеников;

Чтобы разглядеть за окном, как падает снег.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»